26 окт. 2009 г.

Не ступайте след в след



DDW 2009. Академия дизайна Эйндховен. Фото: Елена Невердовская


В середине октября в небольшом Эйдховене традиционно состоялась Неделя Голландского Дизайна / Dutch Design Week. До 2009 года смело можно было заявить, что  центральным событием фестиваля является выставка выпускников Академии Дизайна. В этом году традиция несколько покачнулась – трудно оставаться «центром», увлекать на «свою орбиту», когда вокруг возникло столько «новых и сверхновых звезд». Под знаком «Dutch Design Week 2009» объединились более 60 площадок: от Технического универститета до студии кулинарного дизайна и суповой кухни. Но все же, обойти стороной залы Академии никак невозможно.
 
DDW 2009. Академия дизайна Эйндховен. Фото: Елена Невердовская

Потому, что именно здесь чувствуется ветер перемен.
Выпускники этого года начали свое обучение в 2003 или 2004 году, когда казалось, что экономическому росту предела нет, когда «голландский дизайн» только начал свое восхождение к успеху, восхищая и шокируя всех на шоу в Милане, Лондоне, Базеле или Нью-Йорке. И вот – кризис 2008, казалось бы тотальная неуверенность. В старую колею бывшем студентам, а ныне профессиональным дизайнерам ход закрыт, надо прокладывать новый путь. Беззаботный оптимизм предыдущего десятилетия выдуло холодным ветром. Но не будь они выпускниками Академии Дизайна Эйдховен: «Мир изменился, изменились требования к дизайну и дизайнерам, стало быть и амбиции школы должны стать другими. Что осталось постоянным – это качество образования, уровень студентов» (Анне Мике Эггенкамп, исполнительный директор Академии Дизайна).

«Паразиты/ Hosting Parasites» Катарины Людвиг. DDW 2009. Академия дизайна Эйндховен. Фото: Елена Невердовская

Школа «Академия Дизайна Эйдховен» знаменита не только тем, что поставляла и поставляет звезд на мировую дизайнерскую сцену. Она замечательна еще и тем, что определяет тенденции и напряжения будущего, ее преподаватели, эксперты и студенты исследуют темы и проблемы, которые в настоящем можно предчувствовать, угадать или экстраполировать из существующих отношений. И вот это качество было сделано ключевым при составлении плана развития. Стратегия школы изменилась. Был разработан «Компас направлений» - программа, формирующая во время первых лет обучения базу знаний, умений, навыков. Направлений всего четыре: ателье, форум, рынок и лаборатория. Плюс усиленное изучение ремесел, старинных рукоделий, методов и практик работы с веществом, материалом, предметом. Вторым этапом стали восемь факультетов, возглавляемых отдельными преподавателями. Студентам был предоставлен выбор: Образ жизни, Коммуникация, Здоровье, Досуг, Мобильность, Идентичность, Деятельность, Общественное пространство. В рамках выбранного отделения каждый обучающийся определял для себя какую-либо реальную дизайнерскую задачу, решал ее средствами, полученными на ранних стадиях обучения, направляемый и поддерживаемый преподавателем. Поощрялось не только оригинальное решение, но и необычный способ, метод, процесс. 

DDW 2009. Академия дизайна Эйндховен. Фото: Елена Невердовская

Результаты этих студенческих исследований можно было увидеть и оценить на выставке выпускников Академии в середине октября. Хотя «оценить» сильно сказано – многое способно было удивить. Для оценки требуется гораздо большее время – не для каждого сознания реальны и артикулированы проблемы и задачи завтрашнего дня. Например, загадкой до сих пор кажется проект «минималистское платье/Minimal Dress» Дигны Коссе (Досуг) – несколько ниток, связанных узелками затейливым образом, макраме, где пробелов и пауз больше, чем материала. Или изготовленные из стекла, резины и ткани «Паразиты/ Hosting Parasites» Катарины Людвиг. 

«минималистское платье/Minimal Dress» Дигны Коссе. DDW 2009. Академия дизайна Эйндховен. Фото: Елена Невердовская

«минималистское платье/Minimal Dress» Дигны Коссе. DDW 2009. Академия дизайна Эйндховен. Фото: Елена Невердовская

То ли лечебные банки на новый лад (если еще живы те, кто знают что такое банки от кашля), то ли необычные бусы, оставляющие на теле синяки. Какое-то отношение здоровье к дизайнерским «паразитам» все-таки имеет – проект представлен в рамках отделения Well-Being. Не сказать, что такие непонятные проекты – исключение. Но и не правило. Можно было увидеть предметы ясные и определенные в предназначении. Например стулья. Или водосток с лейкой, или модель автомобиля. Или просто «картонный офис». 

DDW 2009. Академия дизайна Эйндховен. Фото: Елена Невердовская

В любом случае – поучительно и обнадеживающе. Мир не остановился, и что будет завтра так же непонятно, но привлекательно, как это виделось вчера. А значит: след в след не получится. Самое время протаптывать новую тропу.   

DDW 2009. Академия дизайна Эйндховен. Фото: Елена Невердовская

Комментариев нет:

Отправить комментарий