19 янв. 2013 г.

Между вечнозеленым стань вечномолодым. Slow House от Luca Nichetto




В нашем доме обитают 72 вечнозеленых растения, 38 из них — в гостиной. Поэтому ничего удивительного, что я почувствовала себя в своей тарелке, когда попала в «Das Haus / Дом», спроектированный итальянским дизайнером Лукой Никетто (Luca Nichetto). Главная идея нового дома: взаимопроникновение природы в жилое пространство, превращение растений из декора в формообразуюший элемент интерьера.  Там было все, что обещали: пространство, свет, новая мебель и новые материалы. И растения. Причем подсчитать количество последних в доме Никетто не представлялось возможным.

Свободно экспериментировать, на свое усмотрение обставлять идеальный дом стало возможным благодаря новому формату международной выставки imm cologne, придуманному творческим директором Диком Спирeнбургом (Dick Spierenburg), - и то не всем, только дизайнерам, причем избранным. В прошлом году состоялась премьера проекта House on the stage — свой вариант дома будущего тогда предложили Доши Левиен (Doshi Levien). В этом году выбор пал на венецианца Луку Никетто. Он, как и предшественники, не задумался о том, как бы выглядел дом снаружи. Собственно архитектурный вид его не волновал, но определенную структуру венецианец все-таки решил придать. Жилое пространство возникло из двух наложенных друг на друга параллелепипедов, на пересечение которых и расположился «центр микрокосма» — гостиная. 



От нее в четыре стороны «отошли» не менее важные - спальня, комната отдыха, кухня и лоджия. Но на этом «игра в кубики» не закончилась: получившийся из параллепипедов крест дизайнер как бы опустил в ящик. Так возникли еще четыре «камеры»: ванная, кабинет, библиотека и прихожая, одновременно и кухонный сад. Но, кроме смыслового центра, ничто не планировалось изначально — функции комнатам придавала мебель. И, как признался Лука Никетто, именно этот факт ему особенно импонировал.
Крест, ящик — казалось бы, речь идет о герметично закрытой конструкции. На самом деле — все стены и перегородки в доме Никетто представляют собой что-то вроде мембран, делающих возможным проникновение природы в дом: свет, поступающий извне, тепло, существующее внутри дают жизнь многочисленным растениям. И это не только окна — это сами наружные стены-стеллажи, сложенные как гармошка, одна сторона складок которых — стеклянная. Стеллажи, стекло, деревья играют роль перегородок и между лоджией и гостиной, кухней и гостиной, коридором и библиотекой. Количество специальных кашпо, горшков, цветочных подставок показалось Никкетто недостаточным — он специально для дома разработал еще DHP Pots — серию керамических кашпо, фирма Bosa

На лоджии он поставил ранее им разработанные высокие и «стройные» цветочные вазы Plust (Moai) и столик для комнатных цветов в горшках Greenpads (Offecct).  В «кухонном саду» дизайнер использовал ящики Thalo для мобильного сада-огорода другого дизайнера Werkdesign (Flora) - в них можно было увидеть на выставке зимние сорта овощей, характерные для средней Европы, - очень декоративные мангольд, морозоустойчивые сорта капусты.

Не удивительно, что в устроенных Никетто домашних джунглях теряются отдельные предметы мебели — все воспринимается в целом. Но если приложить усилия, то на лоджии можно найти шезлонг 522 Tokyo outdoor одного из «маэстри» - француженки Шарлотты Перьен (Charlotte Perriand), Cassina, и разглядеть в комнате для отдыха под книгами и мелкой пластикой стеллаж другого, а именно Veliero Франко Альбини (Franco Albini). Не обошлось также без стула Thonet и светильника Lampadina от Castiglioni, но их найдет только тот, кто знает, что надо искать. А в остальном, в глаза бросается цвет, свет и определенная прагматичность «идеального» жилья, не исключающая, правда и наличия определенных большеформатных стилевых отклонений. В сторону почти восточной роскоши, например, — вроде венецианских стеклянных ламп на лоджии и необъятной Plass (Никетто для Foscarini) в спальне. 

Или романской экставагантности — как светильник Vertigo pendant lamp француженки Constance Guisset (Petite Friture). И это не случайно, ведь дом планировался как – «медленный», Slow House. Понятие можно понимать в том же ключе, что и известное «slow food», предложенное другим итальянцем где-то в 80-х. Slow House Луки Никетто – дом для жизни, размеренной, в свое удовольствие. Дом для наслаждения здоровым сном, хорошей кухней, приходом гостей, вином, разговором. И никоим образом – не статус-символ с выставленными там дорогостоящими объектами, не музей – все равно личный или «публичный»... 

Именно поэтому посетители не чувствуют себя в «Доме на сцене» чужими, могут вполне удобно устроиться в кресле и спокойно читать книжку или беседовать на любые темы за столом в библиотеке, не обращая внимания на мелких «обитателей» книжных стеллажей – Songbird Ruth (Kay Bojesen для Rosendahl), Eames house bird (Charles & Ray Eames дляVitra), Wooden bird 1-2-3 (Lars Beller Fjetland для Diszipline). Неживых птичек, как и растения, тоже было трудно сосчитать, а многих невозможно и заметить, но никто не пропустил молчаливого швейцара, машущего на прощанье или отдающего честь — золотого «пингвина» Hopebird Хайме Айона (Jaime Hayon).



Дома в присутствии дочери, тоже посетившей «Das Haus / Дом», я заметила, что, собственно, мы так и живем. На что дочь возразила, напомнив о существовании стен между кухней и гостиной, к примеру. Но какое это имеет значение? Главное – идея в голове, а данность когда-нибудь можно будет изменить.


Информация о дизайнере

Лука Никетто родился в 1976 году на острове Мурано, учился в Школе прикладного искусства в Венеции, зарабатывал себе на образование рисунками в стекольной мануфактуре Salvati. Закончил Венецианский архитектурный институт (IUAV), затем работал для Foscarini, затем в 2006 году открыл свою студию в Венеции, а в 2011 году — в Стокгольме. На настоящий момент является одним из самых продуктивных молодых итальянских дизайнеров, работает для Casamania, Cassina, De Padova, Foscarini, Globo, Kristalia, MG Lab, Moroso. Наряду с итальянской эмоциональной экстравагантностью, предпочитает шведскую простоту и ясность, демократичность. При проектировании своих работ часто редуцирует форму до простых геометрических составляющих. Ценит честность, подлинность материалов и традиционные ремесла.

Комментариев нет:

Отправить комментарий