В нашем доме
обитают 72 вечнозеленых растения, 38 из них — в гостиной. Поэтому ничего
удивительного, что я почувствовала себя в своей тарелке, когда попала в «Das Haus / Дом», спроектированный итальянским дизайнером Лукой
Никетто (Luca Nichetto). Главная идея нового дома: взаимопроникновение
природы в жилое пространство, превращение растений из декора в формообразуюший
элемент интерьера. Там было все, что
обещали: пространство, свет, новая мебель и новые материалы. И растения. Причем
подсчитать количество последних в доме Никетто не представлялось возможным.
Свободно
экспериментировать, на свое усмотрение обставлять идеальный дом стало возможным
благодаря новому формату международной выставки imm cologne, придуманному творческим директором Диком Спирeнбургом (Dick Spierenburg), - и то не всем, только дизайнерам, причем избранным. В прошлом году
состоялась премьера проекта House on the stage — свой вариант дома будущего тогда предложили Доши Левиен (Doshi Levien). В этом году выбор пал на венецианца Луку Никетто. Он, как и
предшественники, не задумался о том, как бы выглядел дом снаружи. Собственно
архитектурный вид его не волновал, но определенную структуру венецианец
все-таки решил придать. Жилое пространство возникло из двух наложенных друг на
друга параллелепипедов, на пересечение которых и расположился «центр
микрокосма» — гостиная.
От нее в четыре стороны «отошли» не менее важные -
спальня, комната отдыха, кухня и лоджия. Но на этом «игра в кубики» не
закончилась: получившийся из параллепипедов крест дизайнер как бы опустил в
ящик. Так возникли еще четыре «камеры»: ванная, кабинет, библиотека и прихожая,
одновременно и кухонный сад. Но, кроме смыслового центра, ничто не
планировалось изначально — функции комнатам придавала мебель. И, как признался
Лука Никетто, именно этот факт ему особенно импонировал.
Крест, ящик —
казалось бы, речь идет о герметично закрытой конструкции. На самом деле — все
стены и перегородки в доме Никетто представляют собой что-то вроде мембран,
делающих возможным проникновение природы в дом: свет, поступающий извне, тепло,
существующее внутри дают жизнь многочисленным растениям. И это не только окна —
это сами наружные стены-стеллажи, сложенные как гармошка, одна сторона складок
которых — стеклянная. Стеллажи, стекло, деревья играют роль перегородок и между
лоджией и гостиной, кухней и гостиной, коридором и библиотекой. Количество
специальных кашпо, горшков, цветочных подставок показалось Никкетто
недостаточным — он специально для дома разработал еще DHP Pots — серию керамических
кашпо, фирма Bosa.
На
лоджии он поставил ранее им разработанные высокие и «стройные» цветочные вазы Plust (Moai) и столик для комнатных цветов в горшках Greenpads (Offecct). В «кухонном саду» дизайнер
использовал ящики Thalo для мобильного сада-огорода другого дизайнера Werkdesign (Flora) - в них можно было увидеть на выставке зимние сорта овощей, характерные для
средней Европы, - очень декоративные мангольд, морозоустойчивые сорта капусты.
Не удивительно,
что в устроенных Никетто домашних джунглях теряются отдельные предметы мебели —
все воспринимается в целом. Но если приложить усилия, то на лоджии можно найти
шезлонг 522 Tokyo outdoor одного из «маэстри» - француженки
Шарлотты Перьен (Charlotte Perriand), Cassina, и разглядеть в комнате для отдыха под книгами и
мелкой пластикой стеллаж другого, а именно Veliero Франко Альбини (Franco Albini). Не обошлось также без стула Thonet и светильника Lampadina от Castiglioni, но их найдет только тот, кто знает, что надо
искать. А в остальном, в глаза бросается цвет, свет и определенная
прагматичность «идеального» жилья, не исключающая, правда и наличия
определенных большеформатных стилевых отклонений. В сторону почти восточной
роскоши, например, — вроде венецианских стеклянных ламп на лоджии и необъятной Plass (Никетто для Foscarini) в спальне.
Или романской
экставагантности — как светильник Vertigo pendant lamp француженки
Constance Guisset (Petite Friture). И это не случайно, ведь дом планировался как – «медленный», Slow House. Понятие можно
понимать в том же ключе, что и известное «slow food», предложенное другим итальянцем где-то в
80-х. Slow House Луки Никетто – дом для жизни, размеренной, в свое удовольствие. Дом для
наслаждения здоровым сном, хорошей кухней, приходом гостей, вином, разговором.
И никоим образом – не статус-символ с выставленными там дорогостоящими
объектами, не музей – все равно личный или «публичный»...
Именно поэтому
посетители не чувствуют себя в «Доме на сцене» чужими, могут вполне удобно
устроиться в кресле и спокойно читать книжку или беседовать на любые темы за
столом в библиотеке, не обращая внимания на мелких «обитателей» книжных
стеллажей – Songbird Ruth (Kay Bojesen для Rosendahl), Eames house bird (Charles & Ray Eames дляVitra), Wooden bird 1-2-3 (Lars Beller Fjetland для Diszipline). Неживых птичек, как и растения, тоже было
трудно сосчитать, а многих невозможно и заметить, но никто не пропустил молчаливого
швейцара, машущего на прощанье или отдающего честь — золотого «пингвина» Hopebird Хайме Айона (Jaime Hayon).
Дома в присутствии дочери, тоже посетившей «Das Haus / Дом», я заметила, что, собственно,
мы так и живем. На что дочь возразила, напомнив о существовании стен между
кухней и гостиной, к примеру. Но какое это имеет значение? Главное – идея в
голове, а данность когда-нибудь можно будет изменить.
Информация о
дизайнере
Комментариев нет:
Отправить комментарий